В 2022 году Минфином России утверждена Концепции повышения финансовой и бюджетной грамотности населения посредством реализации практик инициативного бюджетирования.
Цель Концепции повышения финансовой и бюджетной грамотности населения посредством реализации практик инициативного бюджетирования состоит в разработке направлений деятельности, обеспечивающих, с одной стороны, повышение финансовой и бюджетной грамотности участников практик инициативного бюджетирования (далее-ИБ), а с другой – наращивание эффективности ИБ за счет роста грамотности участников, а также формирование моделей проведения обучения основам финансовой и бюджетной грамотности в рамках реализации практик ИБ.
В Российской Федерации мероприятия по формированию финансовой грамотности были дополнены практическим компонентом в форме инструмента инициативного бюджетирования. В настоящее время ИБ реализуется в 75 субъектах, в 16 – развивается школьное и молодежное ИБ.
Сегодня в России реализуется 406 практик ИБ. Только в 2021 году в стране было реализовано 29 114 проектов ИБ, в том числе 729 проектов с участием школьников и молодежи. Как показывает накопленный опыт, потенциальными участниками образовательных отношений в сфере повышения финансовой и бюджетной грамотности населения посредством реализации практик ИБ могут стать:
̶ инициаторы проектов и участники инициативных групп;
̶ преподаватели и педагоги;
̶ консультанты ИБ;
̶ организации, осуществляющие образовательную и просветительскую деятельность;
̶ некоммерческие организации, а также социально ориентированные некоммерческие организации;
̶ представители органов государственной власти и местного самоуправления.
Результативность ИБ зависит от имеющихся у граждан навыков, которые отражают финансовую и бюджетную грамотность, а именно:
̶ понимание того, как устроена бюджетная и налоговая системы страны;
̶ умение определять риски при реализации проектов;
̶ умение составлять смету и бюджет проекта, финансовую отчетность;
̶ умение сопоставлять цены;
̶ умение совершать покупки и осуществлять платежи;
̶ умение управлять личными доходами и расходами;
̶ умение экономить имеющиеся средства;
̶ умение выявить потенциальные аферы и мошенничество;
Включаясь в ИБ, население не только использует имеющиеся у него знания в финансовой и бюджетной сфере, но и повышает уровень своей финансовой и бюджетной грамотности и, следовательно, обеспечивает максимальные результаты и эффективность ИБ.
Таким образом, ИБ может стать одним из важных инструментов для обучения (просвещения) населения в сфере финансовой и бюджетной грамотности на практике, ведь проекты инициативного бюджетирования:
· охватывают большинство регионов Российской Федерации;
· ориентированы на граждан (детей и взрослых);
· дают гражданам новые компетенции в финансовой сфере;
· направлены на рост благосостояния граждан и улучшение пространства для жизни.
Одной из актуальных задач является интеграция мероприятий ИБ, финансово-бюджетной грамотности в состав инструментов программно-целевого планирования. Эта задача соответствует положениям Федерального закона «Об образовании» (1), национальным целям Российской Федерации в сфере образования, мероприятиям национального проекта «Образование» и тематических федеральных проектов в их составе: «Успех каждого ребенка», «Социальная активность» «Социальные лифты для каждого» (воспитание социально ответственной личности, развитие и поддержка добровольчества (волонтерства), охват конкурсным движением, информирование о возможностях, механизмах и путях самореализации молодежи в России и т.д.).
В 2021 году ИБ вошло в перечень мероприятий по повышению финансовой грамотности, реализуемых в Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации (далее– Минфин России) и Центральным Банком Российской Федерации. Знания, умения, навыки ИБ у молодежи и взрослых вошли в состав «Единой рамки компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых».
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».