Проект НИФИ Минфина России – база практик гражданских инициатив по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан

Инициативное бюджетирование в СПО – новое направление в практиках участия граждан в бюджетных процессах

В декабре этого года Ямало-Ненецкий автономный округ первым из регионов России запустит инициативное бюджетирование в профессиональных образовательных организациях (ПОО) – колледжах и техникумах.

В декабре этого года Ямало-Ненецкий автономный округ первым из регионов России запустит инициативное бюджетирование в профессиональных образовательных организациях (ПОО) – колледжах и техникумах. Сотрудники Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России окажут экспертно-консультационную поддержку организаторам проекта и проведут ряд мероприятий по подготовке сотрудников и студентов ПОО. В преддверии запуска мы поговорили с руководителем Центра Владимиром Вагиным о новом и интересном направлении в российском инициативном бюджетировании.

Владимир Владимирович, сегодня в РФ активно развивается школьное и молодежное инициативное бюджетирование. Совсем скоро новый виток развития получит инициативное бюджетирование в СПО. Какие перспективы открываются перед учащимися и работниками колледжей и техникумов?

Инициативное бюджетирование открывает широкие возможности для ПОО: прежде всего они связаны с тем, что учащиеся будут вовлекаться в бюджетный процесс и могут самостоятельно решать волнующие их проблемы в рамках обучения. Механизмы инициативного бюджетирования позволяют повысить участие студентов в управление образовательной организацией, что также отражается и на качестве получаемого образования, приобретении новых практических знаний. Кроме того, у коллектива образовательной организации появляется опора на мотивированное сообщество, прошедшее нелегкий путь реализации проектных инициатив.

Стоит отметить, что инициативное бюджетирование в СПО – это уникальный проект, которому сегодня практически нет аналогов в мире. Мы знаем о практиках участия в партисипаторном бюджетировании студентов высших учебных заведений, например, в Аргентине, Испании. Но о запуске инициативного бюджетирования на уровне колледжей или техникумов – мы пока не слышали о подобном опыте. Поэтому уверен, что впереди нас ждут интересные открытия и мы можем еще глубже изучить эффекты от развертывания инициативного бюджетирования в СПО.

Есть ли отличия в процессах инициативного бюджетирования в СПО от других направлений инициативного бюджетирования?

На этапе разработки новой модели инициативного бюджетирования мы столкнулись с несколькими вызовами, связанными с тем, что студенты, в отличие от школьников, имеют более зрелый взгляд на жизнь и являются уже взрослыми пользователями поселенческой инфраструктуры. Это продиктовано с их более длительным временным нахождением в стенах колледжа, жизнью в общежитиях вдали от родительского контроля. Все это сказывается на их общее видение среды образовательной организации и места жительства в целом. Так, студенты ПОО могут реализовать свои инновационные идеи не только внутри своих колледжей, но и смогут выйти за их рамки, привнести свой вклад в развитие всего поселения. Более того, они уже без пяти минут являются специалистами. Это люди, у которых есть профессия. Их специальность дает им возможность участвовать в инициативном бюджетировании не просто в общем качестве, но и как специалисту, который может внести свои знания и навыки в реализацию инициативных проектов.

Между тем, жизненный цикл инициативного бюджетирования в СПО, на самом деле, не сильно отличается от других направлений инициативного бюджетирования: начинается все с этапа информирования о запуске, организации проектных групп, разработки и презентации проектов, следом – всеобщее голосование, выбор проектов победителей и заканчивается участием студентов в реализации задуманных идей и планов.

Как развивается инициативное бюджетирование в ЯНАО и что предшествовало запуску нового направления – участия студентов колледжей в определении приоритетов расходования бюджета и реализации проектов, решающих их насущные проблемы?

ЯНАО – один из лидеров развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации, накопивший обширный опыт участия граждан в реализации инициативных проектов. В последнем Докладе о лучших практиках инициативного бюджетирования ЯНАО был назван в качестве лучшей практики по работе с муниципальными образованиями – эта работа в регионе действительно имеет системный и регулярный характер. Кроме этого, в Докладе был отмечен опыт города Лабытнанги в качестве места, где была реализована лучшая муниципальная практика по работе с гражданами в рамках инициативного бюджетирования. Мы знаем, что в субъекте Федерации серьезное внимание уделяется школьному инициативному бюджетированию. Сегодня есть несколько совершенно уникальных кейсов развертывания школьного инициативного бюджетирования в Лабытнанги, Уренгое, Ноябрьске. Их проекты вышли на общероссийский уровень и знакомы многим благодаря своей новизне, актуальности и качеству реализации.

Руководство региона ставит перед собой амбициозную задачу вовлечения в инициативное бюджетирование всех жителей ЯНАО (региональная или общесубъектовая практика) – развитие студенческого и молодежного инициативного бюджетирования является еще одним большим шагом к достижению этой цели.   

Расскажите, пожалуйста, о подготовительных работах в ЯНАО перед запуском инициативного бюджетирования в СПО. Какие новации в методике будут использованы и кто примет участие в мероприятиях?

В программе этого года мы начинаем обучение ответственных людей за реализацию процессов студенческого инициативного бюджетирования внутри колледжей. А в следующем году мы приступим к разработке модели участия студентов уже на поселенческом уровне. Мы также выходим к средним специальным учебным заведениям с предложением о том, как можно наполнить примерную программу воспитательной работы в колледжах.

Во-первых, важная новация заключается в том, что для запуска инициативного бюджетирования в СПО ЯНАО нами разработана иная версия образовательного интенсива, которая позволит как можно большему количеству студентов принять участие в очной и онлайн форме. Двухдневная работа с экспертами даст студентам и работникам колледжей необходимые знания и навыки, позволяющие им запустить инициативное бюджетирование. Во-вторых, мы будем уделять серьезное внимание самоорганизации педагогов, ответственных за инициативное бюджетирование. Сегодня они есть в школах ЯНАО, в органах образования, есть на муниципальном уровне, теперь пришло время, чтобы такие кураторы появились и в ПОО. Им необходима самоорганизация для того, чтобы обучать друг друга, делиться опытом для выработки педагогического мастерства. Такая же самоорганизация необходима и студентам. Нам кажется, что студенты, прошедшие программу инициативного бюджетирования у себя в колледжах, вполне могут участвовать в той самой организации, которая объединит организаторов студенческого инициативного бюджетирования всего ЯНАО – людей-активистов, показывающих своим делом, что они патриоты своей малой родины, относящиеся с огромным почтением к месту, где они живут и готовых брать на себя ответственность за судьбу и развитие этой территории.

Что должен сделать субъект РФ, который готов запустить инициативное бюджетирование в своих профессиональных образовательных организациях?

Проводить эту работу можно и самостоятельно. Информация о той работе, которую мы сейчас делаем в ЯНАО будет открыта и можно будет ей воспользоваться, посмотреть, как проводились образовательные интенсивы, как была проведена процедура запуска инициативного бюджетирования в СПО. Или же можно обратиться за консультационной помощью к нам, чтобы мы могли содействовать запуску. Мы уже имеем опыт проведения образовательных интенсивов в разных формах для запуска и отмечаем, что игровые формы запуска, когда студенты, школьники в процессе деловых, симуляционных игр, тренингов, в открытой раскрепощенной атмосфере гораздо быстрее становятся мотивированными участниками инициативного бюджетирования. То есть благодаря таким интенсивам гораздо быстрее развивается и укореняется инициативное бюджетирование. Точно так же получают опыт и педагоги. В этих процессах бывает нужна консультационная помощь, которую можно будет получить или у ЯНАО, или у специалистов Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России.   

Владимир Владимирович, благодарим за ответы и желаем плодотворной работы!



Возврат к списку

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Физическая культура и массовый спорт
2021 год
Физическая культура и массовый спорт
2021 год
Проекты в сфере культуры, библиотечного дела, ремонт домов культуры
2021 год
Водоснабжение, водоотведение
2021 год
Места массового отдыха и объекты организации благоустройства
2021 год
Места массового отдыха и объекты организации благоустройства
2021 год
Места массового отдыха и объекты организации благоустройства
2021 год
Автомобильные дороги, тротуары, пешеходные переходы, остановки
2021 год
Комплексное благоустройство дворов
2021 год
Проекты в сфере образования
2021 год
Физическая культура и массовый спорт
2021 год

Популярные материалы

Хотите получать наши материалы?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится.
Мы обещаем писать редко и по делу

Введён некорректный e-mail